Музей

Районный конкурс

Администрация района

Сведения об основных показателях, характеризующих ситуацию в муниципальном районе Шенталинский, и динамику ее развития за 2014 год

Стимулирующие субсидии.
        Важнейшей составляющей основы  экономики района  составляет сельское хозяйство. На будущий год перед муниципалитетами поставлены большие задачи, главная из которых - обеспечение продовольственной безопасности региона за счет собственного производства растениеводческой и животноводческой продукции. Ведь и в  основу новой системы поддержки муниципальных образований легли  качественные критерии эффективности работы. У каждого района шкала показателей индивидуальна - в зависимости от его специализации, особенностей, уровня развития. В случае если муниципалитет  не достигнет установленной цифры, он лишается части запланированных средств, если перевыполнит – получит дополнительные областные деньги на развитие своей территории. А специфика нашего района - сельское хозяйство. Соответственно и в оценке параметров преобладают показатели, полученные в сельскохозяйственном производстве и в поселении в целом.
       Район оценивается по 14 критериям: по объему закупок молока, мяса, наличию поголовья скота, по валовому сбору зерна и так далее.
      По результатам достигнутых значений социально-экономических показателей за 2014 год,  предоставляемых с учетом выполнения показателей  социально-экономического развития с областного бюджета, бюджету муниципального района Шенталинский перечислено стимулирующих субсидий 33 миллиона  552 тысячи  рублей (в 2013 году- 40 264, 3), из них сумма субсидий 11 поселениям составила 9 миллионов  897 тысяч  рублей. Сумма полученных муниципальным районом субсидий в 2014 году  -23 миллиона 655 тысяч  рублей) направлена на развитее:
                                  культуры –                                   45,50% (10763тыс. руб.)
                                  образования –                               26,94% (6373 тыс. руб.)
                                  сельского хозяйства –                  22,75% (5383 тыс. руб.)
                                молодежной политики –              1,7% (400 тыс. руб.)
                                многофункционального центра- 1,82%  (430 тыс. руб.)
                                администрация района –              1,29% (307 тыс. руб.)
       Как мы видим, у нас есть,  над, чем поработать. Необходимо больше стимулировать сельскохозяйственное производство, ведь как я уже отметил, преобладают показатели, полученные в сельскохозяйственном производстве и именно от результатов их деятельности напрямую зависит финансирование с областного бюджета в виде стимулирующих субсидий  на дальнейшее  развитие района. Например,  по итогам года 90% реализованного молока приходится на сельхозтоваропроизводителей и на крестьянско-фермерские хозяйства. Сельхозтоваропроизводителями реализовано  4169,6 тонн молока, крестьянско-фермерскими хозяйствами - 877,4 тонн. На личные подсобные хозяйства приходится всего 10% реализованного молока. В этом направлении нужно очень активно поработать главам поселений с населением -  именно по организации закупок молока и мяса, разработать механизм стимулирования закупок. 

      Одним из весомых   показателей является показатель налоговых поступлений. Именно налог на землю в районе собирается не в полном объеме. Поэтому первостепенная наша задача - значительно активизировать работу  в области земельной политики. Предстоит жёстче подходить к владельцам недвижимости, земельного участка, не оформивших в собственность землю через  Регистрационную  палату. Необходимо провести последовательный и четкий мониторинг неиспользуемых земель.
       
Сельское хозяйство.
       Шенталинские  сельхозпроизводители ведут активный поиск путей ускорения темпов своего развития, занимаются техническим перевооружением производств. 
         На  1 января 2015 года  в хозяйствах всех категорий района численность поголовья крупного рогатого скота составила  7097 голов,  из них   3016 голов коров, свиней - 5942 головы и  4326 голов овец и коз.  
      За  2014 год  хозяйствами района произведено 4948 тонн молока. Надой на 1 фуражную корову составил 3830 кг против 3406 кг в предыдущем году. Реализовано 4167 тонн молока, товарность составила 84%.
       Особо хочется отметить хозяйство ООО «Карабикулово». За  2012- 2013гг ими  построены два коровника на 108 скотомест  каждый. В 2014 году велось строительство родильного отделения для коров, приобретена  техника для заготовки кормов, увеличено  поголовье  КРС на 13%.  Из года в год животноводство обеспечивается качественными кормами, заготавливается около – 40-42 центнеров  кормовых единиц  на 1условную голову.  Все это позволило хозяйству увеличить производство молока в 2014 году на 6% , мяса - на 40%. Продуктивность коров за 2014  год составила 4885 кг. В целях повышения продуктивности коров и улучшения генетического потенциала в мае месяце в хозяйство завезли 54 головы племенных нетелей черно-пестрой породы. 
        Сегодня большие объемы молока поставляет ООО «Восход». Целевые показатели хозяйство выполнило на 121% и перешагнуло  шеститысячный рубеж по надою молока – 6278 кг от коровы.  Это лучший показатель в районе, за что мы очень благодарны руководителям и животноводам этого хозяйства. 
       Следует  отметить, что в минувшем году сохранена положительная динамика роста численности поголовья скота в крестьянских (фермерских) хозяйствах. Фермерский сектор специализируется в основном на производстве животноводческой продукции. Крестьянско-фермерские хозяйства содержат 1000 голов крупного рогатого скота,   поголовье увеличено на 5% к уровню прошлого года. Произведено 901 тонна молока - 102% к уровню прошлого года,  реализовано 877 тонн молока, мяса реализовано в живом весе 95 тонн. Таким образом,  можно сказать,  что создана определенная основа для увеличения объемов производства животноводческой продукции на перспективу. 
За три последних года девять крестьянских (фермерских) хозяйств в рамках мероприятий по поддержке начинающих фермеров  участвовали в областной целевой программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Самарской области на 2012-2014 годы, в рамках мероприятий по поддержке начинающих фермеров выиграли гранты и получили финансовые средства на дальнейшее развитие своего фермерского хозяйства, закупили кормозаготовительную технику, и эта техника эффективно работает на производстве продукции животнотноводства.
      В целом в животноводстве остаются важнейшими задачами, как рост продуктивности скота, так и рост его поголовья.  В 2015 году мы ставим задачу сохранить имеющееся поголовье коров не менее 3000 голов, отгрузить мяса скота и птицы 286 тонн, молока - 5600 тонн.
      Губернатор отметил, что нужно избавляться от такого явления, как брошенные поля. В нашем районе 7,8 тысяч гектаров неосвоенных, пригодных земель для возделывания сельскохозяйственных культур, которые нужно как можно быстрее ввести в оборот. В течение 2015 года будут введены в сельскохозяйственный оборот 2,5 тысячи  гектаров земли.   Такое неэффективное использование земель расценивается, как преступление против людей, живущих на селе. Там, где собственники ничего не делают, ждут, чтобы перепродать землю, нужно судиться и возвращать земли.  Эту работу нужно поставить под жесткий контроль.
         Нам необходимо пересмотреть структуру растениеводства. Нужны культуры, которые будут востребованы в ближайшие 5-10 лет, культуры, с которыми район сможет конкурировать на российском рынке. Есть возможность заниматься производством пшеницы 2-3 класса, который смог бы конкурировать на внешнем рынке.
       Урожайность в Шенталинском районе – не более 80% от уровня 70-80-х годов прошлого века: если тогда получали 18-22 центнеров с гектара, то сейчас около 17,6 центнеров.  Одна из причин низкой урожайности – слабое использование удобрений. В районе практически полностью прекратилось внесение органических удобрений. В перспективе Шенталинский район, к окончательному вступления в ВТО, должен производить 56 тысяч  тонн зерна.  Для достижения таких урожаев необходимо в разы увеличить применение минеральных удобрений и соблюдение всех агротехнических мероприятий. 
           Сельхозтоваропроизводителями Шенталинского района из областного бюджета получено   44 млн. 466 тысяч  рублей субсидий, из них -  на растениеводство – 24 млн. 351 тысяча рублей, на животноводство – 11 млн. 743 тысячи  рублей. Полученные деньги были направлены на возмещение части затрат на покупку оборотных средств, для производства сельскохозяйственной продукции. Предоставление  таких субсидий  является мощным стимулом для агропромышленного  комплекса к развитию производства.  Возможно, есть смысл в следующем году потратить часть этих средств и на приобретение удобрений. 
         Помощь региональных властей сельскохозяйственной отрасли дает положительные результаты.  Однако, без  благоустройства территорий, без создания  благоприятных условий для жизни людей, возродить деревню, поднять сельское  хозяйство и обеспечить продовольственную безопасность  региона  невозможно.  
Демографическая ситуация
         Демографическая ситуация является одним из определяющих факторов социально-экономического развития территории. К сожалению,  на  протяжении ряда лет наблюдается  небольшое сокращение численности  постоянного населения в районе. По предварительным данным численность населения на 01 января 2015 года составила 15 924 человек, из них женщины составляют 52,7%, мужчины – 47,3%, детей – 16,2 %. За 2014 год родилось 204 детей, умерло 281 человек. В  33 семьях родился  третий ребенок, в четырех семьях – четвертый.  Средняя продолжительность жизни мужчин составила 64 года, женщин – 76 лет.
         В районе всего проживает 5363 семьи, где воспитываются 3134 ребенка (до 18 лет), многодетных семей – 141, неполных семей – 187, одиноких мам – 175, приемных семей – 51, опекунских – 18, кризисных семей – 57.
            На динамику социально - демографической ситуации оказывает влияние нестабильность семейных отношений. Количество заключенных браков и количество семей, расторгнувших брак - основные показатели внутрисемейных и семейных отношений. За год заключено 103 брака (в 2013 году было – 103), разводов – 73 (в 2013 году – 56).В 2014 году зафиксировано две младенческие смерти. За  последние 15 лет не было допущено ни одного случая  материнской смерти. С 2005 года не было ни одного случая отказа матери от ребёнка в родильных домах. За последние 9 лет ни один ребенок, оставшийся без попечения родителей, не определен в государственное детское учреждение.
         Руководством района большое внимание уделяется поддержке одаренных и талантливых детей. Ежегодно одаренным детям и подросткам присуждается премия Главы района, проводится районный слет отличников учебы, выплачивается стипендия Главы района отличникам учебы 10-11 классов и учащимся ПУ-70 и ШМУ. На поддержку одаренных детей ежегодно из районного бюджета выделяются  денежные средства.
          На профилактическом учете в КДН  на конец отчетного периода состоит  12 подростков.
          По итогам 2014 г. число правонарушителей среди несовершеннолетних, состоящих на учете в КДН -  12 человек. Совершено правонарушений – 6, преступлений - 3.
          Необходимо отметить, что в соответствии с подпрограммой  «Социально - демографическое развитие» программы  «Семья и дети муниципального района Шенталинский» на 2011-2013  годы из районного бюджета  производится единовременная выплата по 1 000 рублей  семьям при рождении третьих и последующих детей.

Муниципальный бюджет.
Главным инструментом проведения социальной, финансовой и  инвестиционной политики на территории муниципального образования является районный бюджет.
       Одной из важных и острых  проблем территории, как и многих других районов, остается  низкий уровень бюджетной обеспеченности, налогооблагаемой базы, объем межбюджетных трансфертов растет более высокими темпами, нежели объем налоговых и неналоговых доходов. Так, доля налоговых и неналоговых доходов местного бюджета в общем объеме собственных доходов  бюджета муниципального образования за последние три года выглядит следующим образом: 2011г- 19,72%, 2012г- 19,40%, 2013г- 21,3%. В первую очередь данное обстоятельство вызвано изменениями в распределении налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации. Здесь, безусловно, нужно провести ряд мероприятий, направленных на улучшение качества администрирования местных налогов, повышения качества прогнозирования и планирования доходов местного бюджета, нужно усилить взаимодействие с Управлением федеральной налоговой службы. 
       За 2014 год в консолидированный  бюджет  муниципального района Шенталинский поступило 84 153 тысячи рублей налоговых и неналоговых доходов.  Доходная часть  бюджетов  сельских поселений  за 2014 год составила 39 371 тысяча рублей. По-прежнему, на налог на доходы физических лиц, приходится наибольший удельный вес в общем объеме доходов. За  12 месяцев 2014 года  налога  на доходы  физических лиц в консолидированный  бюджет   поступило  36 856 тысяч рублей. В 2014 году была увеличена заработная плата педагогическому персоналу МБУ «Центр социальной помощи семье и детям» по Указу Президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» до уровня средней заработной платы  23 265 рублей. В целях реализации Указа Президента РФ от 07.05.2012г. №597 «О повышении заработной платы до уровня средней работникам муниципальных учреждений культуры Самарской области на 2014-2016 годы», увеличена  средняя заработная плата учреждениям культуры  в 2014 году до 17 972,21 рублей, т.е. на 13,3%.
       В структуре  собственных доходов единый налог на вмененный доход  составляет 4,9 % , или же 4 165 тысяч рублей. 0,5%  приходится на единый сельскохозяйственный налог. 2,4% приходится на налог на имущество физических лиц, 6,5% - на земельный налог.
        Доходов  от использования имущества, находящегося в  государственной и муниципальной  собственности поступило 21 190 тысяч рублей,  в бюджет сельских поселений  поступило 16 601 тысяча рублей, что составляет 78,3%  от поступления в консолидированный  бюджет, из них наибольшее поступление по сельскому поселению Салейкино - 10 566 тысяч рублей,-  заключили  договора  с ООО «Татнефть-Самара». В структуре  собственных доходов   доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной  собственности составляет   25,2%, занимают 2 место  после  поступления НДФЛ.
       На платежи  при пользовании  природными  ресурсами приходится  3,5%. От продажи материальных и нематериальных активов поступило  3 318 тысяч рублей, в том числе от продажи нежилого здания  (котельная) в селе Романовка 2249 тысяч рублей. В структуре   доходов  доходы  от продажи  материальных и нематериальных активов составляет  3,97%.
       Поступили благотворительные пожертвования в соответствии с программой социально-экономического партнерства ОАО «Самаранефтегаз» -10 млн. рублей, ООО «Универстрой»- 1,050 млн. рублей,   ОАО «Татнефть им.В.Д.Шашина» - 150 тысяч рублей. 
         Расходы бюджета по-прежнему имеют социальную направленность.

Уровень  жизни населения.
Одним из индикаторов, характеризующих уровень жизни населения, является заработная плата.
       Среднемесячная зарплата по данным статистики по крупным и средним предприятиям района  в 2014 году   сложилась в сумме 19881,9 рублей, темп роста к соответствующему периоду прошлого года составила 109,7%. Отношение средней заработной платы к среднеобластному уровню составило всего лишь 68% (33 место среди 37 муниципальных образований).
        Но беспокойство вызывает ситуация в коммерческих структурах,  где по-прежнему  фиксируются низкие зарплаты или «серые» схемы оплаты труда – это уход от налогообложения. Подобные явления недопустимы. Это негативно влияет    на формирование бюджета района и поселений. А отсутствие достаточных страховых взносов – низкие пенсии работников данных структур.
    В этой связи необходимо продолжить работу по  легализации «теневых» зарплат, выявление недобросовестных налогоплательщиков совместно с главами сельских поселений, налоговыми и правоохранительными органами.
Рынок труда
        Сохранена стабильная ситуация на рынке труда.  Численность  безработных, зарегистрированных в центре занятости населения на 1 января 2015  года составила 159 человек,  уровень безработицы - 1,7 %, средняя продолжительность безработицы -  4,6 месяца.  Семьдесят два процента обратившихся в центр занятости населения,  трудоустроены. 

Образование.
Залог успешного будущего во многом зависит от того, насколько сегодня уделяется внимание развитию образования. Поэтому сфере образования в стратегии развития   района отводится особое место. Рост экономики и качества жизни населения района,  требуют выработки широкого комплекса мер,  по соблюдению соответствия системы образования задачам социально-экономического  развития региона.
        В  2014 году в районе функционировало 13 образовательных учреждений (ОУ): 5 средних (СОШ), 8 основных общеобразовательных школ (ООШ), имеющих в качестве  филиалов 5 (2 начальных школы, 3 основных школы), 13 структурных дошкольных подразделений общеобразовательных учреждений; 2 структурных подразделения  дополнительного  образования ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала  Детская  школа искусств,  Центр дополнительного  образования для детей; а также Центр психолога – медика - социального сопровождения, 1 НПО, 1 СПО. В 3 общеобразовательных учреждениях (ГБОУ ООШ с. Старое Суркино, ГБОУ ООШ д. Баландаево, Крепость - Кондурчинский филиал ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Старая Шентала) работают группы кратковременного пребывания.
    По состоянию на 01.01.2015 года в школах района обучается 1399 учащихся, в прошлом году было 1444 человек. Детские дошкольные учреждения посещают 642 ребенка, в прошлом году 656 детей. В группы кратковременного пребывания зачислено 31 ребенок.
В целях организации летнего отдыха, оздоровления и социальной защищенности учащихся в 2014 году проделана следующая работа: в 9 лагерях дневного пребывания при школах отдохнули 416 детей, что составило 29% от общего числа обучающихся школьного возраста. Выделено из областного бюджета субсидии в рамках соглашения - 673 тыс. руб.,  из муниципального бюджета – 64 тыс. руб.
В 2014 году осуществлена реконструкция здания ГБОУ ООШ д. Баландаево за счет субсидий, предоставляемых из областного бюджета бюджетам городских и муниципальных районов Самарской области на проведение капитального ремонта и (или) оснащение инвентарем и оборудованием зданий, пригодных для создания дополнительных мест детям, обучающимся по основным общеобразовательным программам дошкольного образования, а так же на благоустройство прилегающей территории на условиях софинансирования с муниципального бюджета. В результате в СП детский сад «Солнышко» ГБОУ ООШ д. Баландаево дополнительно открыто 20 мест. По состоянию на 30 декабря 2014 года очередность детей в возрасте от 3 до 7 лет составила 4 человек, в возрасте от 0 до 3 лет – 114 ребенка. Охват детей в возрасте от 3 до 7 лет дошкольным образованием от общего числа детей данного возраста составил 74,9%. 
Горячим питанием в ГБОУ муниципального района Шенталинский охвачено 95, 6 % обучающихся. В рамках реализации ФГОС двухразовым питанием были охвачены обучающиеся 1-3 классов (ГБОУ СОШ № 1 «ОЦ» ж.-д. ст. Шентала, ГБОУ СОШ № 2 ж.-д. ст. Шентала). 
         С целью обеспечения доступности качественной государственной услуги: предоставление  образовательных услуг по основным общеобразовательным программам  и в целях обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях,  школьные перевозки в 2014 году осуществлялись в 12 образовательных учреждениях по 22 маршрутам. В эксплуатации у общеобразовательных учреждений находится 21 школьных автобусов, на которых осуществляется подвоз обучающихся в количестве 256 детей. 
        Для достижения более эффективных результатов в области образования следует наладить эффективное взаимодействие с министерством образования  и науки Самарской области  для успешной работы  в новых условиях функционирования учреждений, предоставляющих услуги по дошкольному образованию, более активно принимать участие в соответствующих региональных программах. Также целесообразно разработать (актуализировать)  план по сокращению числа зданий, использующихся в сфере дошкольного образования  и требующих капитального ремонта (реконструкции). Данный план должен содержать более полную информацию о каждом здании на территории района. В этом направлении следует поработать и с общеобразовательными учреждениями, участвовать в региональных программах, направленных на модернизацию основных фондов, использующихся в целях организации  образовательного процесса, разработать мероприятия  по стабилизации и улучшению экологической обстановки, вовлечению дополнительного числа занимающихся в спортивных секциях и кружках, распространению среди населения стремления к ведению здорового образа жизни. 
        В целях повышения эффективности бюджетных расходов  на содержание образовательных учреждений с учетом ограничения местного бюджета следует  осуществлять  мероприятия по повышению энергетической эффективности.

Промышленность.
Потребительский   рынок и малое предпринимательство.
         Важнейшим сектором экономики района является потребительский рынок, представляющий собой разветвленную сеть предприятий торговли, общественного питания и сферы услуг. Сфера потребления - это, своего рода, индикатор благополучия населения.
         Торговое обслуживание населения района осуществляет  95  объектов  стационарной розничной торговой сети, 14 нестационарных торговых объекта, 1 объект оптовой торговли, 3 аптеки, 5 автозаправочных станций, 1 ярмарка  универсального типа и 6 предприятий  общественного питания на 366 посадочных мест, сферой бытового обслуживания населения занято 28 объектов, 1 потребкооперация, в состав которой входит 22 торговых объекта. Неуклонно расширяется ассортимент, повышается качество продукции и предоставляемых услуг. За 2014 год  оборот  розничной  торговли  составил  711 миллионов рублей, отгружено товаров собственного производства, оказано услуг на  673 миллиона  рублей. Немаловажную роль приходится на потребкооперацию, совокупный объем деятельности, которой  за 2014 год составил 155,2 миллиона рублей (102,4% к уровню прошлого года).  Из оборота общественного питания произведено собственной продукции на сумму    18,5 миллиона рублей (106,3% к 2013г). Предприятиями хлебозавода и общественного питания произведено  539 тонн  собственной продукции, объем заготовительной деятельности составил 9,7 миллиона рублей. Численность работающих в райпо составила 111 человек, средняя заработная плата 11 663 рубля, за 2014 год уплачено ими 8 миллионов рублей налога во все уровни бюджетов, из них в местный бюджет 2,3 миллиона рублей, финансовый результат  за год составил 3,459 миллиона рублей. Более миллиона рублей потрачено на ремонт мясного цеха, двор столовой,  в магазине  кулинарии открыт  уголок для детского кафе,  произведен ремонт магазинов «ТПС» в селе  Аксаково, старое Суркино, в селе Шентала  по улице  Чехова. В рамках программы развития потребкооперации закуплено  оборудования  и автомобильного транспорта  для хлебозавода на сумму 1,59 миллионов  рублей. 
          Развитие малого и среднего предпринимательства имеет огромное значение для повышения устойчивости экономики, снижения социальной напряженности и создания новых рабочих мест. На территории района зарегистрировано и осуществляют свою хозяйственную деятельность 215 индивидуальных предпринимателей, в 2012 году было -249, в 2011оду- 382 человека.
          Наблюдается снижение численности субъектов малого и среднего предпринимательства. Прежде всего,  такая тенденция   является итогом повышения тарифов и взносов во внебюджетные фонды. Но развитие малого и среднего бизнеса и инвестиционная привлекательность в муниципальном образовании с учетом полномочий и возможностей органов местного самоуправления,  безусловно, является одним из главных факторов комплексного  развития территории. Это и новые рабочие места, рост налогооблагаемой базы, налоговых и неналоговых доходов, сохранение численности населения. 
  В рамках районной целевой программы  развития малого и среднего предпринимательства субъекты малого и среднего предпринимательства через местные средства массовой информации информируются о намечаемых совещаниях, семинарах, обучающих семинарах, в том числе проводимых Департаментом развития предпринимательства Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.
Ежегодно по заявкам Администрации района ГКУ СО «Информационно-консалтинговое агентство Самарской области» проводит бесплатные обучающие семинары и консультационные мероприятия для предпринимателей района. 
За 2014 год Муниципальным фондом поддержки предпринимательства Шенталинского района представлено  17 займов  субъектам малого и среднего предпринимательства на общую сумму 5201 тысяч рублей, в том числе из средств Гарантийного фонда – 2550 тысяч рублей, оказано 211  консультаций субъектам малого и среднего предпринимательства.
На территории района действует совещательный орган -  Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.  
Ежегодно  администрацией района оказывается помощь в подготовке документов на участие в областном  конкурсе для представителей малого и среднего бизнеса на получение грантов на создание собственного бизнеса начинающим предпринимателям. В 2014 году два начинающих предпринимателя стали победителями конкурса с бизнес-планами по теме «Производство пиломатериалов», «Производство добротных элементов окон».
         Необходимо отметить, что  24 марта 2014 года Губернатором Самарской области подписано постановление № 73 о назначении Борисова Евгения Николаевича на государственную должность Самарской области Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области. Это еще один реальный шаг по поддержке малого и среднего предпринимательства. Назначены общественные помощники  по Самарской области в области имущественных отношений, кадастровой политики, правовой помощи, уголовного преследования бизнеса и т.д.  Общественным помощником Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Самарской области в муниципальном районе Шенталинский Самарской области  назначен Филипчук Олег Юрьевич – директор ООО «РТ-Сервис».
 
Культура.
Заботясь о физическом здоровье наших  граждан,  мы не должны забывать и о здоровье духовном. Развитие сферы культуры обеспечивает надежную связь между поколениями, духовное становление личности и ее нравственные устои, преемственность в деле воспитания молодого поколения на основе любви к своей малой родине. В этом, однозначно, мы признаем заслугу работников учреждений культуры района.
Отрасль культуры  в районе представлена 3  учреждениями:
     - Отдел культуры, молодежи, физической культуры и спорта Администрации муниципального района Шенталинский Самарской области; 
     - Муниципальное автономное учреждение «Межпоселенческий центр культуры и досуга», в состав которой  входят: РДК, 19 сельских Домов культуры,  8 сельских клубов, 4 автоклуба;
     -  Муниципальное бюджетное учреждение культуры «Шенталинская межпоселенческая   библиотека», в ее состав входят: Центральная районная  библиотека, Центральная  районная детская библиотека, 23 сельских библиотек. 
      Нужно отметить, что  состояние материально – технической базы муниципальных учреждений характеризуется высокой степенью изношенности зданий, сооружений, оборудования, недостаточным финансированием мероприятий, направленных на обеспечение противопожарной безопасности учреждений.
       Многие здания построены в период с 1960 – 1990 годы, имеют срок эксплуатации от 20 до 50 лет с износом свыше 50%. По данным статистики, из 33 зданий, в которых расположены учреждения, осуществляющие деятельность в сфере культуры на территории района 20 учреждений культуры  (10 зданий) нуждаются в капитальном ремонте. В Четырлинском СДК и библиотеке капитальный ремонт не проводился с 1988 года, в Баландаевском СДК и библиотеке с 1992 года, Баганинском СДК и библиотеке с 1987 года, Старо - Суркинском СДК и библиотеке с 1985 года, в районной и детской библиотеках с 1988 года, Сенькинском СДК с 2000 года.  
        В 2014 году отремонтированы Васильевский СДК  и библиотека, произведен капитальный  ремонт  Староафонькинского СДК.   Сданы сметы в министерство культуры на проведение капитального ремонта Баганинского СДК и библиотеки, Старосуркинского СДК и библиотеки, Туарминского СДК и библиотеки.
     На 1 января 2015 года в  17 учреждениях культуры смонтирована АПС и системы оповещения.   
В 2014  году  получено 7 компьютеров   для сельских Домов культуры (Канашский, Салейкинский, Старошенталинский, Денискинский, Четырлинский, Каменский, РДК). 
        Количество творческих  коллективов   в районе - 35, из  них  имеющих звание «Народный самодеятельный коллектив» - 9. Кроме народных  коллективов в районе имеются ведущие фольклорные ансамбли: «Зоренька» Аксаковского СДК, «Горнипов» Васильевского СДК, «Сударушки» Ново – Кувакского СДК, хор русской песни «Надежда» РДК.  Фольклорные ансамбли действуют во всех Домах культуры  и в двух сельских клубах.  Активную деятельность в развитии национального фольклора ведут детские коллективы: «Мизгел» в Денискинском СДК, «Лейне» в Старошенталинском СДК, «Килейне» в Баганинском СДК, «Шанкарав» в Каменском СДК, «Жаворонок» в Туарминском СДК»,  «Зарница» в Баландаевском СДК,  «Потеха» в  РДК.
       Основная проблема, отрицательно влияющими на творческую работу коллективов, остаются:   отсутствие специалистов с профессиональным образованием, слабая материально – техническая база учреждений культуры, отсутствие музыкальных инструментов, компьютеров, «старение» населения.
        Не хватает костюмов и сценической обуви  для самодеятельных коллективов Ново - Кувкского, Канашского, Крепость - Кондурчинского, Сенькинского, Денискинского СДК. Во многих Домах культуры отсутствует звукоусиливающая и световая аппаратура.
       В сфере развития культуры следует обратить внимание на качество инфраструктуры – как в отношении технического состояния зданий, так и в отношении объектов культурного наследия.

Здравоохранение.
       В лечебно-профилактической сети района в 2014 году на сегодняшний день функционирует ЦРБ (стационар  на  73   койки), поликлиника на 300    посещений в смену,   22 ФАПа,   3 фельдшерских здравпункта,  7 отделений ВОПов  в селе  Денискино, Салейкино, Багана, Васильевка, Каменка, Четырла, поселок  Романовка. 
       На  конец года в ЛПУ района были заняты   332  работника, из них врачей 31.     В  2014 году выбыли   9  и  прибыли   9   врачей. В районе не хватает  хирурга, гинеколога, анестезиолога,  терапевта, врача приемного отделения, врача функциональной диагностики, врача УЗИ, ВОП-4, онколога, эндокринолога, нарколога.
       Основными причинами смерти явились  болезни систем кровообращения – 27,4 %,   травмы, отравления и другие последствия воздействия внешних причин – 6,2 %, онкозаболевания – 9,6 %.
        Поступило средств со  всех источников финансирования  105,36 миллионов рублей. Средняя заработная плата врача составила 34 973 рубля, среднего медперсонала 15 003 рубля, санитарки -  8 907 рублей.
        В 2014 году  составило 118 277 посещений к врачам, выполнено 569 операций, осуществлено 3950 вызовов скорой медицинской помощи, 14 вызовов санавиации, общей диспансеризацией и профосмотром охвачено 100% населения, на 73 койко-местах пролечено  2 436 больных.
        Основными задачами здравоохранения района на 2015 год, по-прежнему является  укомплектование вакантных врачебных должностей, целевая подготовка медицинских кадров, необходимо усилить профилактику инфекционных   заболеваний, онкопатологии, сахарного диабета, болезни системы кровообращения, туберкулеза, проводить мероприятия по реализации программы модернизации здравоохранения.
На постоянном социальном обслуживании   в ГБУ СО «ЦСО м. р. Шенталинский» находится 709 человек. Доля пожилых граждан и инвалидов, обеспеченных социальным обслуживанием на дому составляет 15,7% от числа пенсионеров и инвалидов, проживающих в районе. Сумма средств, полученная от гарантированных социальных услуг за 2014 год составила – 1 974 588 рублей. 
Большое внимание уделяется развитию дополнительных платных социальных услуг. Сумма средств, полученная от реализации дополнительных услуг во всех структурных подразделениях центра – 417 698 рублей. 
За 2014 год социально-реабилитационное отделение посетили 719 человека, продолжительность заезда 10 дней. Работниками отделения было проведено 63 культурно-массовых мероприятия, в которых приняли участие 2774 человека. На базе отделения функционирует комната эмоциональной разгрузки, которую посещают не только пенсионеры и инвалиды, но и социальные работники.   Психологом было принято 495 человек, из них 390 – граждане пожилого возраста и инвалиды.  
В районе проживает 10,2% (1 656 человек) инвалидов от общего числа населения. Для создания без барьерной среды жизнедеятельности и обучения инвалидов навыкам самообслуживания в отделении функционирует комната социально-бытовой адаптации, услугами которой воспользовались 471 человек. 
С целью обучения родственников или других лиц, осуществляющих уход за лицами с ограниченными возможностями здоровья на дому, в ГБУ СО «ЦСО м. р. Шенталинский» создана «Школа реабилитации и ухода». Обучение прошли 466 человек. 
В отделении срочного социального обслуживания получили помощь 1535 человек. Специалистами отделения проводилась работа  по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями и оказанию государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части предоставления путевок на санаторно-курортное лечение, а также бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Количество граждан, вставших на учет для обеспечения санаторно-курортного лечения по ФЗ № 178-ФЗ в 2014 году – 62 человека. В течение года 45 человек были обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение. Потребность в обеспечении санаторно-курортными путевками на 01.01.2015г. составляет 151 человек.
В соответствии с Законом Самарской области от 08.12.2005 года  № 210-ГД «Об обеспечении отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области путевками на санаторно-курортное лечение» из 154 человек, вставших на учет, 7 человек обеспечены путевками на санаторно-курортное лечение. 
В течение года 93 человека обеспечили техническими средствами реабилитации. 
При отделении функционирует пункт проката технических средств реабилитации. Услугами пункта проката воспользовались 92 человека.
Для помещения граждан в стационарные учреждения было оформлено 11 дел. Отправлено в пансионаты 5 человек.  Очередность в пансионаты 9 человек.

Обращения граждан.
Говоря о цифрах, показателях, новых объектах и планах, я всегда помню, что за ними стоят конкретные люди со своими проблемами и чаяниями, и считаю очень важным такой показатель, как оценка населением деятельности органов местного самоуправления. Она складывается из многих факторов – из качества оказываемых населению государственных и муниципальных услуг, из оперативности чиновников при рассмотрении обращений, из степени открытости органов власти для простых людей; а потому работу в этой сфере считаю одним из приоритетных направлений деятельности. 
        Приведу несколько цифр. В течение года администрацией района было рассмотрено 5565 документов, 940 письменных и устных  обращений от граждан.  Основная масса письменных обращений была связана с жилищными  вопросами. Также актуальными для заявителей были проблемы содержания дорог, восстановления и функционирования уличного освещения, жилищно-коммунальные вопросы. 
По вопросам, находящимся в ведении администрации района, в 2014 году было принято 875 постановлений и 559 распоряжений.  Все документы, носящие нормативный характер, были своевременно обнародованы и опубликованы на официальном  сайте администрации  Шенталинского муниципального района. Вообще в наш век высоких информационных технологий для власти любого уровня принципиально важно быть открытой для общества, доступной для любых слоев населения, а потому актуальности и  оперативности размещаемой на сайте информации уделяется особое внимание. С информатизацией и внедрением новых информационных технологий связаны изменения, которые происходят в документообороте, а также  межведомственном взаимодействии  с органами государственной власти, иными учреждениями и структурами. Здесь были установлены соответствующие программы, которые в итоге позволят более качественно и оперативно рассматривать обращения граждан, оказывать муниципальные услуги. В ногу со временем стараются идти и администрации поселений. 
 Муниципальным автономным учреждением «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг населению муниципального района Шенталинский Самарской области» оказало в 2014 году 579 государственных услуг, из них Росреестром – 210, Федеральной миграционной службой РФ -  370, Министерством внутренних дел РФ – 55. Необходимо и далее расширять перечень предоставляемых услуг населению.

Физическая культура  и спорт.
        Мощным средством приумножения физического, нравственного, патриотического потенциала общества является спорт. Спорт – это вопрос здоровья нации, престиж страны.  Из этого должны исходить, прежде всего, люди, работающие на всех уровнях власти.  Задачи, которые ставились Губернатором Николай Ивановичем Меркушкиным еще  в 2012 году развития спорта, выполняются – это строительство  спортивных объектов, создание современной материально – технической базы для подготовки спортсменов, развитие массового детско-юношеского спорта, привлечение жителей к здоровому образу жизни. За последние два года в Самарской области введено шесть ледовых дворцов, пять бассейнов, семь стадионов с искусственным футбольным полем и беговыми дорожками, одиннадцать ФОКов, 127 универсальных спортивных площадок, три из которых построены в нашем районе – два в райцентре Шентала и один в сельском поселении Денискино, начато строительство физкультурно-оздоровительного комплекса  с игровым залом 36х18 м в ст. Шентала.   Отрадно, что данные спортивные объекты стали самыми посещаемыми жителями нашего района. После тридцатилетнего перерыва в районе вновь возродился хоккей. Детская хоккейная команда «Кедр» достойно участвует на областных соревнованиях  «Золотая шайба», взрослая команда по хоккею усиленно тренируется для выступления в первенстве Самарской области среди сельских районов. В 2015 году строительство ФОКа и спортивного ядра в райцентре Шентала будет продолжено, подано три заявки на строительство универсальных спортивных площадок в сельских поселениях Четырла, Туарма, Старая Шентала. За последние годы в районе устойчиво растет количество медалей завоеванных шенталинскими спортсменами на областных соревнованиях. Проводятся спартакиады, первенство района по волейболу, футболу, футзалу среди школьников, среди сельских поселений, среди предприятий и организаций, турниры с участием  ветеранов спорта. В летний оздоровительный период  была организована массовая сдача нормативов комплекса ГТО, интересно и напряженно проходит областное мероприятие «Лето с футбольным мячом».     
        Работа с молодежью призывного и допризывного возраста является важной составной частью всей спортивно-оздоровительной работы, проводимой в школах, доме молодежных организаций, медицинском училище -  техникуме, по месту жительства и на уровне района. Игры «Зарница» и «Орленок», мероприятия в рамках Месяца призывника, сдача нормативов на военных сборах, отдельные соревнования среди молодежи данной категории проводятся во взаимодействии с военкоматом, территориальным отделом образования и молодежной политики. 

Инвестиции

         Сфера дорожного строительства всегда оставалась одним из приоритетных направлений. Несомненно,  есть определенные результаты в данной сфере. Основным фактором  положительных сдвигов является повышение финансирования данной сферы  за счет средств областного бюджета, а также,  создание региональных и муниципальных дорожных фондов. Для получения результатов следует продолжать поддерживать темпы роста ремонта автомобильных дорог за счет участия  в региональных программах, эффективного расходования бюджетных средств, в том числе  средств муниципальных дорожных фондов, создания и применения эффективной нормативной базы.
         В рамках подпрограммы «Модернизация и развитие автомобильных дорог общего пользования местного значения в Самарской области» государственной программы Самарской области «Развитие транспортной системы Самарской области (2014 – 2025 годы)» в 2014 году проведен капитальный ремонт автомобильной дороги «"Урал-Исаклы-Шентала"-Старая Шентала», подъезд к Старошенталинской СОШ на сумму 8,902 миллионов рублей; капитальный ремонт автомобильной дороги «"Азеево-Шентала»-Старое Афонькино-Салейкино», подъезд к Салейкинской ООШ на сумму 11,065 миллионов рублей. 
          В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013г. № 683 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие физической культуры и спорта в Самарской области на 2014-2018годы»  выделены средства на  объект «Выполнение работ по строительству и вводу в эксплуатацию объекта «Проектирование и строительство физкультурно-оздоровительного комплекса в с. Шентала муниципального района Шенталинский».Заключен контракт на сумму 119 229 720 рублей. Средства освоены в сумме  32922187,48 рублей (38,4%). 
          В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 27.11.2013 № 681 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Развитие информационно-телекоммуникационной инфраструктуры Самарской области» на 2014-2015 годы» освоены средства на создание условий для обеспечения жителей муниципальных образований в Самарской области услугами связи в части проведения ремонта зданий, находящихся в муниципальной собственности, в которых расположены отделения почтовой связи, и благоустройство прилегающей территории в селе Туарма на сумму 1,103 миллиона рублей, в селе Крепость Кондурча,  на сумму 666 тысяч  рублей. 
         Проведен  капитальный ремонт здания  (помещений) пригодного для создания дополнительных мест детям обучающимся по общеобразовательным программам дошкольного  образования, а также благоустройство прилегающей территории детского сада ГБОУ ООШ в д. Баландаево на сумму 6, 044 миллиона рублей. 
        Проведен  капитального ремонта находящихся в муниципальной собственности зданий, занимаемых государственными и муниципальными образовательными учреждениями:
         -капитальный ремонт здания ГБОУ СОШ №2 ж.-д.ст. Шентала муниципального района Шенталинский» 25 619 300 руб.
         -капитальный ремонт здания ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Денискино муниципального района Шенталинский» 15 748 540 руб.
          -капитальный ремонт здания ГБОУ ООШ с. Старое Суркино муниципального района Шенталинский 14 768 970 руб.,
  на общую сумму 56 136810,00 рублей. 

22 июля 2015 г.

Вернуться