Музей

Районный конкурс

Администрация района

Обоснование разработки методики исчисления корректирующего коэффициента К2 ЕНВД

На современном этапе развития нашего района малый бизнес призван не только стать элементом структурной перестройки экономики с учетом особенностей развития муниципального района Шенталинский, но и повысить доходы местного бюджета. Основным финансовым инструментом, регулирующим взаимоотношения малого бизнеса с государством, остается налогообложение. В условиях рынка налогообложение решает двуединую задачу – обеспечить МР Шенталинский финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач и одновременно способствовать наращиванию производства товаров и услуг, росту занятости населения, в том числе на основе развития малого бизнеса.

Главная сложность введения ЕНВД в муниципальном районе – установление корректирующего коэффициента К2, учитывающего совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности, поскольку в результате произведенных изменений правил налогообложения малого бизнеса, находящихся на специальных налоговых режимах, местный бюджет получает собственный значительный финансовый источник, затрагивающий весьма существенный контингент налогоплательщиков. Для обеспечения экономического соответствия налогооблагаемой базы при исчислении ЕНВД и фактической доходности бизнеса органы местного самоуправления наряду с правом утверждения понижающего коэффициента К2, (пп. 3 п. 3 ст. 346.26, п. 6 ст. 346.29 НК РФ), имеют право увеличивать данный коэффициент в размерах от 0,005 до 1 (п. 7 ст. 346.29 НК РФ). При этом перечень особенностей ведения предпринимательской деятельности, которые собрание представителей могут учесть при установлении К2, а также их компетенция по его установлению НК РФ не ограничены.

В силу того, что действующая нормативно-правовая база не содержит ни единой методики, ни рекомендаций по расчету данного коэффициента, реализация данных полномочий представительными органами на местах достаточно часто приводит к возникновению дисбаланса между фискальной и стимулирующей функцией налога. Поэтому имеется необходимость в разработке сбалансированной методики по расчету справедливого коэффициента к2.

Анализ нормативно-правовых актов органов местного самоуправления показал, что в ряде муниципальных образований, в том числе в муниципальном районе Шенталинский, установлены необоснованно низкие значения коэффициента К2. Например, для розничной торговли в МР Клявлинский значение К2=0,45; МР Исаклинский к2=0,4, МР Шенталинский К2=0,3. То есть в МР Шенталинский у налогоплательщиков ЕНВД самая низкая налоговая нагрузка по области. Это мы можем увидеть, рассмотрев ряд фактов и сведений (сведений из Росстата, налогового органа, проведенных опросов), и использовав их в анализе поступлений данного налога в бюджет муниципального района.

За 9 месяцев 2009 года сумма поступлений в местный бюджет составила 1117 тыс. рублей, за аналогичный период 2010 года 1650 тыс.рублей. казалось бы темпы роста поступлений неплохие – 147,72%, недоимка налога, не поступившего в бюджет, составляет менее 10 тыс. рублей. В 2009 году у большинства налогоплательщиков ЕНВД по лицевым счетам, администрируемым налоговым органом, в целом сложилась переплата более 550 тыс. рублей (по сведениям налогового органа). Несмотря на тот факт, что количество налогоплательщиков ЕНВД с 2006 года увеличилось - с 231 до 376 в 2010 году, тем не менее темп роста поступлений в бюджет не только не увеличивается, как казалось бы должно быть, но видим обратную тенденцию.

2006 2007 2008 9 мес. 2009 9 мес. 2010
Количество предпринимателей, применяющих систему ЕНВД (чел.) 231 249 266 341 376
поступило ЕНВД (тыс. руб.) 2263 4725 2716

1117 (+550 т.р.переплата)

т.е. 1667

1650

Рассмотрим еще ряд фактов – может быть наблюдалось снижение цен на продовольственные товары, связанное с уменьшением к2 за последние 2 года – нет. За последние годы наблюдается рост цен на продовольственные товары в среднем 6-8 процентов в год в соответствии с уровнем инфляции (согласно сведений Росстата).

Уменьшилось ли количество жителей района или было резкое снижение доходов населения? Рассмотрим и эти факторы, влияющие на предпринимательскую деятельность.

Средняя заработная плата по годам составляет:

2008 2009 2010
з\п муниципальных служащих (руб.) 15400 17800 17800
з\п работников предприятий (руб.) 8800 9950 9950

Размер пенсий составляет:

2009 2010 прогноз 2011 прогноз2012
среднее значение пенсии (руб.) 4885 6986 7623

8303

На территории района основная часть работающего населения работает в государственных и муниципальных учреждениях и предприятиях.

При расчете налога видим, что муниципальный служащий в среднем уплачивает порядка 26500 рублей с полученной заработной платы в год (из паспорта доходов статистической отчетности). Среднемесячная зарплата работников предприятий на территории муниципального района составляла в 2009 году 9950 рублей, то есть в среднем каждый работник предприятия уплатил порядка 15522 рубля (согласно сведений статистики –паспорт доходов 2008-2010 гг.). То есть снижения заработной платы не наблюдается, есть небольшой рост - индексация в соответствии с уровнем инфляции, кроме того наблюдается ежегодный рост пенсий, а более 32% сельского населения составляют пенсионеры.

Розничный товарооборот на территории муниципального района так же имеет стабильные показатели:

2006 2007 2008 2009
в том числе на душу населения (т.р.) 15,7 16,4 15,4 15

Количество проживающих на территории района изменяется на незначительную величину:

2008 2009 2010
кол-во жителей (чел.) 17753 17302 17620

Рассмотрим среднее значение уплаченного налога по каждому виду деятельности в 2010 году:

код ОКВЭД вид экономической деятельности сумма поступлений по отрасли за 9 мес. (т.р.) количество налогоплательщиков данного вида экономической деятельности средняя сумма поступившего налога на 1 налогоплательщика за 9 мес. (т.р.)
17.54.3 Производство текстильных изделий различного назначения, не включенных в др.гр. 4 2 2
18.2 Производство одежды из текстильных материалов и аксессуаров одежды 5,2 4 1,3
18.24 Производство прочей одежды и аксессуаров 1,7 1 1,7
36.1 Производство мебели 14,7 5 2,94
45.4 Производство отделочных работ 0,06 3 0,02
50.10.2 Розничная торговля автотранспортными средствами 0,1 1 0,1
50.2 техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств 93,3 12 7,775
50.20.1 техническое обслуживание и ремонт легковых автомобилей 28,9 7 4,13
50.30.2 Розничная торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями 16,5 2 8,25
51.47.34 Оптовая торговля ювелирными изделиями 7,8 1 7,8
52.1 Розничная торговля в неспециализированных магазинах 147,1 19 7,74
52,11 Розничная торговля в неспециализ.магаз. преимущ.пищ.прод.,вкл.нап., и таб.изд. 311,6 31 10,05
52.11.1 Розничная торговля в неспециализированных магазинах замороженными продуктами 14,3 3 4,77
52.11.2 Розничная торговля в неспециализ. магаз. незаморож. продуктами, вкл. нап., таб.изд. 123,6 6 20,6
52.12 Прочая розничная торговля в неспециализированных магазинах 34.8 23 1,51
52.2 Розничная торговля пищевыми продуктами , вкл. напитки и табач.изд. в спец.магаз. 16.9 5 3,38
52.21 Розничная торговля фруктами, овощами и картофелем 0,8 8 0,1
52.22.1 Розничная торговля мясом и мясом птицы, включая субпродукты 4,8 4 1,2
52.22.2 Розничная торговля продуктами из мяса и мяса птицы 3,1 1 3,1
52.2 Розничная торговля алкогольными и другими напитками 26,3 4 6,575
52.25.1 Розничная торговля алкогольными напитками, включая пиво 3,2 6 0,533
52.25.11 Розничная торговля алкогольными напитками, кроме пива 5,6 1 5,6
52.26 Розничная торговля табачными изделиями 2,8 4 0,7
52.27.39 Розничная торговля прочими пищевыми продуктами, не включенными в другие групп. 10,3 3 3,43
52.3 Розничная торговля фармацевтическими и мед.товарами, косметическими и парфюм. 85,4 3 28,47
52.31 Розничная торговля фармацевтическими товарами 64,5 3 21,5
52.32 Розничная торговля медицинскими товарами и ортопедическими изделиями 4,4 2 2,2
52.33 Розничная торговля косметическими и парфюмерными товарами 6,2 12 0,517
52.4 Прочая розничная торговля в специализированных магазинах 20,2 4 5,05
52.41 Розничная торговля текстильными и галантерейными товарами 9,4 10 0,94
52.41.1 Розничная торговля текстильными изделиями 3,1 11 0,282
52.42 Розничная торговля одеждой 17,3 16 1,081
52.42.1 Розничная торговля мужской, женской и детской одеждой 7,3 8 0,9125
52.42.2 Розничная торговля нательным бельем 0,4 5 0,08
52.42.3 Розничная торговля изделиями из меха 2,3 1 2,3
52.43 Розничная торговля обувью и изделиями из кожи 2,2 14 0,157
52.43.1 Розничная торговля обувью 4,4 7 0,629
52.44 Розничная торговля мебелью и товарами для дома 53,8 11 4,89
52.44.1 Розничная торговля мебелью 0,5 3 0,167
52.44.2 Розничная РРознничная торг. различной домашней утварью, ножевыми изд., посудой, изд. Из стекла 31,2 4 7,8
52.44.3 Розничная торговля светильниками 2,1 1 2,1
52.44.6 Розничная торговля бытовыми изделиями и приборами, не включенными в др.груп. 4,3 5 0,86
52.45 Розничная торговля бытовыми электротоварами, радио- и телеаппаратурой 5,6 6 0,93
52.45.2 Розничная торговля радио- и телеаппаратурой 1,8 1 1,8
52.46.71 Розничная торговля лесоматериалами 1,6 2 0,8
52.47 Розничная торговля книгами, журналами, газетами, писчебумажными и канцеляр.тов. 52,47 2 26,235
52.48.14 Розничная торговля фотоаппаратурой, оптическими и точными приборами 0,4 1 0,4
52.48.31 Розничная торговля товарами быт. Химии, синтетическими моющими средствами, обоями 2,5 9 0,278
52.48.39 Специализир. розничная торговля проч. непродовольств. товарами, не вкл. в др.гр. 5,3 4 1,325
52.6 Розничная торговля вне магазинов 9,9 18 0,55
52.62 Розничная торговля в палатках и на рынках 323,8 110 2,944
52.63 Прочая розничная торговля вне магазинов 4,7 28 0,168
52.71 Ремонт обуви и прочих изделий из кожи 3,8 5 0,76
52.72.1 Ремонт радио- и телеаппаратуры и прочей аудио- и видеоаппаратуры 3,1 5 0,62
52.72.2 Ремонт прочих бытовых электрических изделий 2,2 2 1,1
52.74 Ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования, не вкл.в др.груп. 1,9 3 0,633
55.3 Деятельность ресторанов и кафе 24,6 4 6,15
55.51 Деятельность столовых при предприятиях и учреждениях 7,9 2 3,95
60.21 Деятельность прочего сухопутного пассажир. Транспорта, подчиняющегося расписанию 9,5 1 9,5
60.21.11 Внутригородские автомоб.(автобусные) пассажир.перевозки, подчиняющиеся расписанию 10,6 1 10,6
60.22 Деятельность такси 9,5 6 1,583
60.23 Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта 44,0 26 1,69
60.24 Деятельность автомобильного грузового транспорта 31,7 16 1,98
60.24.1 Деятельность автомобильного грузового специализированного транспорта 3,5 5 0,7
60.24.2 Деятельность автомобильного грузового неспециализированного транспорта 45,6 22 2,073
70.20.2 Сдача внаем собственного нежилого недвижимого имущества 7,3 3 2,433
74.81 Деятельность в области фотографии 3,3 1 3,3
85.11 Деятельность лечебных учреждений 13,7 2 6,85
85.2 Ветеринарная деятельность 8,4 1 8,4
93.02 Предоставление услуг парикмахерскими и салонами красоты 19,6 15 1,307
93.05 Предоставление прочих персональных услуг 3,5 8 0,438

Таким образом, среднее значение уплаченного налога одним налогоплательщиком с видом налогообложения ЕНВД составляет 440 рублей в месяц или 5280 рублей в год. То есть, сравнивая сумму уплаченного налога с работниками предприятий, наглядно видно, что размер выплат в 2-3 раза ниже остальной части населения.

Рассчитаем для примера отношение уплаченного налога к обороту по виду деятельности – розничная торговля, взяв для расчетов сведения Росстата по обороту за 9 мес\9, т.е. средний оборот в месяц и сведения уплаченного налога по отраслям из налогового органа за 9 мес.\9, и сравним с нормативной нагрузкой. Значения нормативной налоговой нагрузки по отраслям деятельности, их значения выглядят согласно приложению №1.

вид деятельности

оборот в месяц

по отрасли (т.р.)

значение уплаченного налога в % к обороту Нормативная налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах
Розничная торговля, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования 1228,3 0,07 3,0
Розничная торговля в неспециализированных магазинах 763,83 0,11 3,0
Розничная торговля в неспециализированных магазинах преимущественно пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями 763,83 0,13 3,0
Розничная торговля фармацевтическими и медицинскими товарами, косметическими и парфюмерными товарами 464,5 0,68 3,0

Таким образом, видим, что фискальной функции налогообложение единого налога на вмененный доход на территории муниципального района Шенталинский практически не выполняет, так как налоговая нагрузка принимает значения гораздо ниже тех, определенных как удовлетворительные. Данный налог с пониженными ставками также не выполняет и обеспечительных функций финансовыми ресурсами МР Шенталинский, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Поэтому необходимо отрегулировать значение коэффициента к2 так, чтобы ЕНВД выполнял более действенно функции, возложенные на данный вид налога. Для этого необходимо выбрать значения коэффициента таким образом, учтя ряд специфических факторов, чтобы приблизить значения уплаченного налога к нормативным, то есть чтобы значение уплаченного налога к обороту по крайней мере лежало в интервале от 0,5 до 3 процентов, в противном случае сохранение ЕНВД на территории района просто неуместно. Кроме того, коэффициент должен выполнять и стимулирующую функцию, то есть при выполнении ряда условий налогоплательщиком, значение К2 должно быть ниже.

И.О. начальника финансового отдела

Приложение № 1

к экономическому обоснованию

разработки методики расчета значения корректирующего коэффициента К2

(приложение №3

к приказу ФНС России

от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@)

Нормативная налоговая нагрузка по видам экономической деятельности, в процентах
Вид экономической деятельности 2006 год * 2007 год 2008 год 2009 год
ВСЕГО 11,6 14,4 13,5 12,4
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,5 8,7 8,0 7,4
производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака 13,1 15,7 13,7 14,6
текстильное и швейное производство 5,7 12,3 12,6 13,0
производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 4,9 7,6 10,0 9,6
обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, кроме мебели 3,5 8,0 8,0 7,6
Строительство 11,9 15,9 14,5 16,2
Оптовая и розничная торговля; ремонт авто-транспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования
в том числе:
3,8 2,7 3,0 3,0
торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт н/д 5,3 5,3 4,5
оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами н/д 2,0 2,2 2,2
розничная торговля, кроме торговли автотранспортыми средствами и мотоциклами; ремонт бытовых изделий и предметов личного пользования н/д 4,0 5,5 5,4
Гостиницы и рестораны 10,7 16,3 19,4 18,0
Транспорт и связь
в том числе:
11,7 15,0 13,3 13,0
деятельность железнодорожного транспорта 8,1 15,5 14,9 16,0
транспортирование по трубопроводам н/д 10,7 7,9 7,7
связь 16,5 18,0 17,5 15,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 18,2 29,5 30,0 23,7
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
в том числе:
16,8 18,2 37,9 37,3

16 ноября 2010 г.
Дата изменения: 16 декабря 2010 г.

Вернуться